Интересно всё-таки устроен язык, как он тонко чувствует любые изменения жизни и то, что для одного поколения МТС - это машинно-тракторная станция, то для другого уже оператор сотовой связи. Для следующего же поколения эта аббревиатура будет означать совсем иное, но это если повезёт, и она еще останется.

Потому что многие слова уходят из нашей речи насовсем.

Теряются и вытесняются не только слова, но и выражения, а в люксембургском языке целый календарь канул в лето! Не по чину уже стране банков и Евросоюза иметь календарь, отсылающий к истокам фермерства и религиозных праздников.

Итак, календарь, который мы потеряли:

Haartmount (тяжелый месяц) - январь

Spierkel (здесь несколько линий интерпретаций: одна, как прорастание почек, то есть весна где-то рядом) - февраль

Aussenzäit/Lenzmount (было два варианта: время на открытом воздухе/длинный день) - март

Ouschtermount/Fréileng (также существовало два варианта: месяц Пасхи/весна) - апрель

Päischtmount/Bléiemount (опять два: месяц Пятидесятницы/месяц цветения) - май

Broochmount - июнь и Heemont - июль. Здесь всё хитро. Оба месяца можно интерпретировать как месяцы заготовки сена. А так как это зависело от погоды, то работы могли проводиться и в июне, и в июле. Поэтому на севере июнь с июлем имели ровно противоположные значения.

Karschnatz (дословно - срезать рожь, то есть время урожая) - август

Huewermount (время овса: опять отсылка к урожаю, но уже овса, который созревал позднее ржи) - сентябрь

Wäimount/Liesmount (месяц вина: неожиданно! сейчас виноград собирают в сентябре/второе значение еще занимательнее, так как liesen - глагол «читать», но в контексте виноделия - собирать виноград) - октябрь

На фоне приближающегося фольклорного праздника Эмайшен хочется сказать, что давно уже пора популизировать птичек-свистулек, которых мы раз в год видим на Рыбном рынке в Пасхальный понедельник.

У свистулек есть история со средневековыми корнями, плюс ранее ими обменивались симпатизирующие друг другу молодые люди.

Свистульки - исключительно ручная работа, на каждую уходит 8-12 часов, что очень ценно в мире бездушных конвейерных штамповок.

Ежегодно к празднику разрабатываются новые модели, и некоторые свистульки становятся уникально-штучным товаром.

Вот именно про последнее хочется сказать подробнее. Такие свистульки - не только полет фантазии автора, но порой и отражение национальных идей или злободневных проблем.

Вы знали, что в прошлом году была птичка Корина, а в этом году появилась Вакцина, причем доза вакцины прилагается.

Но самый писк этого года - птичка Ламайшен - это первая птичка-свистулька с четко выраженной гендерной принадлежностью к женскому полу. Красотка еще та.

Такие свистульки идут ограниченными партиями 100...250 штук, и стоимость их доходит до 100 евро.

На сайте www.emaischen.lu уже можно оформить заказ и подробнее узнать о новинках.

Сегодня будем постигать тайны люксембургского вуду.

Для этого отправимся в городской район Лимперцберг и найдем там небольшой грот со статуей Питера Онроу.

Статуя Питера Онроу выполнена в вечно дремлющей позе. Оригинальная статуя была украдена в 17 веке, сегодня там располагается ее копия, причем вторая. На вершине грота находится еще одна небольшая пещера, в которой найдем уже статую Иисуса.

9 ноября 2017 года власти Люксембурга объявили статую Питера Онроу национальным памятником. Но вернемся к вуду.

Грот Питера Онроу – место мести, место мести для женщин, которым изменили мужья. Сюда они приходят с разбитым сердцем, чтобы отомстить тем, кто их предал, и выполнить перед статуей ритуал вуду.

Женщины приносят свечу и протыкают ее иглами. После этого поджигают фитиль и оставляют ее в гроте. Когда свеча догорает, иглы накаляются, и в этот момент неверный мужчина чувствует жгучую боль и эмоциональное беспокойство, по крайней мере, женщина в это очень верит.

А самое интересное, знаете, что? В гроте до сих периодически находят оплавленные свечи и иглы перед статуей.

Вы когда-нибудь задумывались, кому принадлежит рыба в Альзетт?

А в средние века не только задумывались, но и горячо спорили на эту тему.

Наша, - говорили монахи!
Нет, наша, - не уступали им горожане.

Спорили до 1501 года. Наконец, губернатор Люксембурга при поддержке своих советников, собрав волю в кулак, постановил, что обе стороны имеют право ловить рыбу в Альзетт. И при этом пояснил:

Вы, монахи, внутри городских стен ловите рыбы ровно столько, сколько вам нужно.

Мы, горожане, за пределами городских стен будем ловить тоже столько, сколько нам надо, но только для себя, а не для продажи.

С решением все согласились, и споры прекратились. Особенно такому решению были рады горожане, потому что до этого им приходилось отдавать монахам треть улова, который они выловили за пределами городских стен.

А, вы знали, что помимо прямых обязанностей городским палачам приходилось заниматься вылавливанием утопленников?

Я и сама не знала, пока на глаза не попалась эта информация.

А именно копия документа от 1757 года, в котором прекрасным каллиграфическим почерком записано по месяцам,когда, кого (в том числе лошади, свиньи и т.д.), и в каком месте он выловил из вод Альзетт.

Самый оживленный в этом плане месяц оказался ноябрь - перечислено 11 позиций.

В конце года за выполнение этой работы казначейство города выдало ему 25 брабантских флоринов.

Будучи невесткой короля Нидерландов, принцесса Амалия не смогла подарить наследника королевскому дому, но как жена губернатора Люксембурга удостоилась памятника в городском парке столицы.

С будущим мужем 17-летняя Амалия познакомилась во время отдыха на Мадейре в 1847 году. Через три года принц Генрих Нидерландский получит пост губернатора Люксембурга и еще через три года в 1853 году сыграет свадьбу с Амалией.

Жить они будут в замке Вальферданж. Как жена губернатора принцесса Амалия пользовалась у люксембуржцев необычайной симпатией за кроткий нрав и любезный характер. При этом ее нельзя было назвать тихоней - она активно принимала участие в делах мужа, как семейных, так и политических.

Вела большую благотворительную работу. Под ее патронажем в Люксембурге впервые появилось дошкольное образование и произошли значительные изменения в системе образования в целом.

Принцессе Амалии приписывается, что она сыграла решающую роль в разрешении кризиса 1867 года. Она отправляется с мужем в Санкт-Петербург для переговоров с царем Александром II, чтобы получить поддержку Российской империи против Франции, которая имела свои планы на Люксембург в конфликте с Пруссией.

Умерла принцесса Амалия в возрасте 42-х лет. Через 6 лет принц Генрих решится на второй брак, но через пять месяцев брака скончается от тифа.

В Люксембурге в честь принцессы Амалии Саксен-Веймар-Эйзенахской названа улица и установлен памятник.

Среда, 23 сентября 2020 10:12

Замок Санем

Автор

Когда в стране замков как гуталина на гуталиновой фабрике, то замок - это уже не только музей, но и люксовая гостиница или хостел, мэрия или другие исполнительные органы местной власти, затерянные в лесах или облагороженные для туристов развалины, молодёжные центры или гламурные виллы для пати.

Думаете все? Нет! Есть еще вариант – стою уже четыре года пустой и неприкаянный.

Знакомьтесь, замок Санем (Sanem на французском) или замок Зусема (Suessemer на люксембургском). С тех пор как в 2016 году из него выехала штаб-квартира Виртуального центра знаний по Европе с библиотекой для исследований и документацией, посвященной процессу европейской интеграции со времен Второй мировой войны, замок в течение четырех лет стоит пустой.

И немного истории. Потому что замку есть чем похвастаться, так как история его начинается со времен средневековья – 13 века!

Но никаких оригинальных деталей до наших дней не дошло, так как замок неоднократно разрушался и перестраивался. Последняя его версия датируется 1700 годом. и связывают замок с именем барона Торнако.

Семья барона владела замком до 1950 года, после чего замок продали коммуне Эш-сюр-Альзетт. В результате финансовых проблем в 1972 году замок был выкуплен государством Люксембург.

С 1971 года замок включен в список памятников архитектуры.

Это в Люксембурге? Не может быть!

Думаю, многие испытали подобное чувство, когда на глаза попалась эта красивая фотография - на фоне живописнейшего места в окружении воды запечатлён замок. Что это? А главное - где это?

Сегодня мне на глаза попалось немного информации об этом замке и о человеке, который его построил.

Пол Гилсон, сын каменщика, воплотил свой замысел - выстроил сказочный домик в 1964 году. Но изначально дом был построен из дерева и, к сожалению, уничтожен пожаром в 1973. Поэтому строительство мечты дубль два Пол решил выполнить из камня и бетона.

Самое интересное, что работы Пол вел самостоятельно, и только один раз он воспользовался услугами тяжелой техники, чтобы вырыть ров вокруг замка.

Еще интересный момент - материал, из которого построен замок. Брат Пола работал на кладбище, где в какой-то момент большинство надгробных камней были заменены мраморными. И поскольку камни просто выбросили, Гилсон решил пустить их в строительство.

Пол Гилсон занимался своим проектом до самой смерти в 2007 году.

А сам замок несколько лет назад снялся в бельгийско-люксембургском художественном фильме «Superjhemp Retörns», где служил секретным бункером Великого герцога.

Вот такая история. Фотография Tom Fielitz Photography

Клаузен - вечеринки, ночной автобус, алкоголь.

И самое интересное, что последний пункт Клаузену как на роду был записан. Потому что и сто лет назад ему дали бы точно такую же характеристику.

Да что сто лет?! Там всегда так было! Начиная со времен Средневековья, когда монахи Альтмюнстерского аббатства наладили пивоваренное производство, подав этим пример на столетия вперед.

А знаете, как до 17 века пивовары продавали свое пиво? Они разносили его по домам! Наварят и ходят от дома к дому. Наиболее успешные разрослись в масштабах и наладили семейный бизнес, передающийся из поколения в поколение, и к середине 19 века пивоваренные бренды из Клаузена уже становятся далеко известны за пределами Люксембурга.

Век 20 вносит урбанистические коррективы, и в 2000х оттуда исчезает последний пивоваренный завод. На память о славном прошлом Клаузена нам остались нетронутыми здания пивоваренного завода, так называемые дома «Rives de Clausen».

«Rives de Clausen» - сегодня тусовочное место с ресторанами, барами, вечеринками и... крафтовым пивом.

В средние века, в отличие от своих соседей Грюнда и Пффафенталя, Клаузен был мало населен. В 1482 году там насчитывалось всего 13 семей. Прилегающие к Альзетт земли использовались как некая дикая ферма, с которой в любое время можно было получить запас свежего мяса.

Строительный бум в Клаузене начался с упадка замка Мансфельда. Разрушенные замковые руины служили удобным карьером для местных жителей. Несомненно, часть домов Клаузена имеют исторические стены или камни замка Мансфельда, и мы ходим мимо них, даже не подозревая об этом.

У этой маленькой общины численностью в 11 человек есть церковь, почтовый ящик и... до недавнего времени было кафе(!).

Гирстерклаус, пожалуй, самое тихое место в Люксембурге, приютился он на востоке страны практически на границе с Германией. Но и это не самое удивительное.

В этой деревне находится старейшее место паломничества в стране - часовня. Первое упоминание об этой часовне относится к 1329 году. Но то, что часовня существовала и ранее, свидетельствует ее архитектурный стиль. Часовня выполнена в романском стиле - могучие арки опираются на не менее мощные квадратные колонны. Следовательно, дата строительства относится к 11-12 векам. Но и это не главное.

Дева Гирстерклаус или сидящая Мадонна - объект почитания паломников - это одна из редких деревянных статуй 13 века, сохранившихся до наших дней.

В боковых нефах часовни также можно найти не менее интересные статуи 18 века. А потолочные арки украшают частично сохранившиеся фрески.

Одним словом - не часовня, а музей.

С 1226 года на месте современной площади находился францисканский монастырь- отсюда и пришло второе название площади - «Knuëd» - что означает веревочный «узел» на тесемке, которой подпоясывались монахи.

Мощный взрыв пороха в 1554 году, случившийся в результате попадания молнии в пороховой склад на территории монастыря, уничтожил как сам монастырь, так и часть средневекового города.

После постепенного восстановления монастыря около 1600 года на его территории была выстроена солидная церковь. По дошедшим до наших дней источникам все сходятся в одном мнении - это, безусловно, была самая красивая церковь в городе.

После прихода французских революционных войск вся монастырская собственность была продана с аукциона: главный алтарь в стиле барокко теперь вы найдете в приходской церкви Св. Иоанна в Грюнде, меньшие алтари в Итциге и Контерне, а орган и исповедальные кабины - в церкви Св.Михаила. Здания же на территории монастыря превратились в оружейные склады и магазины.

Когда Наполеон Бонапарт посетил город, то постановил: «Все, что не используется для дела - разобрать и пустить на строительство новых городских домов». В этот же период (1830/39) появляется городская Ратуша (на фото).

В 1834 году остаточные здания монастыря окончательно исчезли с площади, что позволило получить большое свободное пространство и современные размеры площади.

В 1884 году в восточной части площади устанавливают бронзовую конную статую Короля Нидерландов и Великого герцога Люксембурга Вильгельма II.

В 1932 году рядом с городской Ратушей появляется более скромная скульптура “Renert” знаменитого люксембургского лиса, воспетого люксембургским писателем Мишелем Роданжем и принесшему славу на века не только своему литературному герою, но и прочно вписав золотыми буквами свое имя на небосклоне люксембургской литературы.

Страница 3 из 8