6 января день трех королей (Dräikinneksdag) или Богоявление.
В этот день готовят пирог с миндальным кремом и украшают его золотой картонной короной. Внутри пирога обязательно находится бобовое зернышко или статуэтка. Человек, которому достается кусок пирога с бобом, на весь день становится королем или королевой.
2 февраля дети празднуют Liichtmёssdag или день Святого Блейза. Накануне дети изготавливают фонари, придавая им причудливые формы, крепят их к палке при помощи нити и ходят от дома к дому, распевая песню:
Léiwer Härgottsblieschen,
Gittons Speck an Ierbessen
Ee Pond, zwee Pond,
DatanertJoer da gitt der gesond,
Dagittdergesond....,
Что в переводе звучит, как «Дорогой Господь, дай нам сала, дай нам гороха. 1 фунт, 2 фунта, тогда мы будем здоровы…» Таким образом прежде просили милостыню, теперь же дети с удовольствием принимают сладости, а звонкие монеты еще охотнее.
Карнавал Fuesend традиционно празднуется между Liichtmёssdag, который проходит 2 февраля и Aschermёttwoch, который приходится на среду первой недели Великого поста. В этот период по всей стране проходят множество маскарадов, карнавалов, парадов и праздников для детей. Самый известный карнавал проходит в городе Diekirch. Не меньшим интересом пользуются карнавалы в городах Remich, Schifflingen, Pétange и Esch-sur-Alzette.
Конец карнавалов официально празднуется в среду первой недели Великого поста. Сотни людей собираются в городе Remich и устраивают сожжение соломенного чучела "Stréimännchen", символизируя окончание не только карнавала, но и зимы.
Buergsonndeg отмечается в первое воскресенье после карнавала. Праздник обычно начинается во второй половине дня со строительства огромных костров из соломы, веток, да поленьев. После этого следует факельное шествие и с наступлением темноты поджигают костер. В некоторых поселениях сохранился обычай, когда право зажечь костер предоставляется молодоженам.
Огонь символизирует приход весны, которая прогоняет зиму. Это торжество тепла над холодом, света над тьмой. На празднике обязательно подается жареное мясо и традиционные блюда, такие как Letsebulli (гороховый суп), Bouneschlupp (зеленый суп из фасоли) и Glühwäin (глинтвейн).
Bretzelsonndeg или воскресный крендель отмечается посередине Великого поста. В этот день христиане Великого герцогства могут насладиться пышным и вкусным бисквитом.
Так же в Bretzelsonndeg существует традиция покупать крендель и дарить его своей даме сердца в знак любви. На Пасху даритель кренделя получит взамен шоколадное яйцо, как подтверждение взаимной любви, если симпатия действительно была взаимной.
В високосные годы все происходит наоборот. Инициатива дарить крендель переходит к женщине.
Emaischen - популярный праздник фольклора.
На старейшей площади города Place du Marché-aux-Poissons в Пасхальный понедельник проходит традиционное празднование Emaischen. Пасхальный понедельник - это единственный день в году, когда в старом квартале города, на месте бывшего рыбного рынка, как и в маленьком городке Nospelt, проходит популярный праздник фольклора и организовывается ярмарка, на которой можно купить Péckvillercher - маленькую глиняную свистульку.
В течение долгого времени Пасхальный понедельник в герцогстве был днем празднования гончаров. Первое письменное упоминание об этом событии относится к 3 апреля 1827 года, когда было принято решение перенести рынок от церкви Святого Михаила на площадь Рыбного рынка. После перерыва в период Первой мировой войны традиция праздновать Emaischen вернулась в Люксембург в 1938 году.
С 1957 года праздник широко отмечается и в городке Nospelt. В этот день город полностью закрывается для автомобильного транспорта и тысячи людей приходят на ярмарку, чтобы купить в подарок себе или друзьям маленькую глиняную свистульку ручной работы - Péckvillercher.
Раньше такими свистульками традиционно обменивалась молодые люди, симпатизирующие друг другу, сегодня Péckvillercher приобрели популярность среди всех посетителей ярмарки. Ежегодно гончары герцогства экспериментируют с новыми моделями, чтобы представить на ярмарку уникальные красочные образцы маленьких глиняных птичек-свистулек.
Первые свистульки Péckvillercher появились в Люксембурге давно, в 14 веке. Изначально звук, выходивший из свистульки, напоминал звук, издаваемый кукушкой, сегодня же мелодий намного больше, но все они подражают звукам птиц.
На каждую свистульку уходит 8-12 часов работы, а после она проходит обжиг в печи при температуре до 1245 °C. Трудоемкий процесс, оригинальность и качество исполнения ставит Péckvillercher в ряд предметов, достойных для коллекционирования и необычных подарков из Великого герцогства Люксембург.
Октава (Oktav) – важное религиозное событие в жизни герцогства, которое отмечается в честь Божией Матери в четвертую и пятую неделю после пасхальной недели. В эти две недели верующие со всей страны, а также из регионов других стран: немецкого Эйфеля, бельгийской провинции Люксембург и французской Лотарингии совершают паломничество в столицу герцогства Люксембург.
Традиция поклонения Божией Матери уходит в далекий 1666 год, когда чума свирепствовала по всей округе. Считается, что остановила «черную смерть» молитва к Божией Матери и с тех пор паломники приходят, чтобы отдать дань уважения и поблагодарить покровительницу страны и утешительницу страждущих, которой она была определена впоследствии.
В последний день Октавы по улицам города Люксембург движется торжественная процессия со скульптурой Божией Матери во главе. Семья Великого герцога также участвует в этой процессии вместе с членами правительства и другими высокопоставленными лицами.
В дни Октавы в городе обязательно работает рынок для того, чтобы после посещения собора паломники могли поесть или купить небольшой сувенир себе в подарок. Сегодня рынок ("Oktavsmäertchen") могут посетить не только паломники, но и гости города, где для них работают несколько ресторанов, передвижных киосков и баров, а также палатки с сувенирами и ярмарочными играми.
Праздники винограда и вина проходят в период с апреля по октябрь.
Существует важное различие между праздниками винограда и вина.
Праздник винограда проводится осенью, символизируя благодарность жителей за хороший урожай. На празднике выбирают королеву винограда. В праздничной одежде под звуки музыки ее препровождают на место проведения праздника, во время прохода она угощает гостей вином. Самый известный праздник проходит в местечке Grevenmacher в начале сентября. А в Schwebsange праздник уникален фонтаном на главной площади города, из которого в день праздника вода заменяется вином.
Праздники вина – это деревенские ярмарки, которые имеют место весной. На таких ярмарках всегда многолюдно, звучит музыка, работают передвижные бары, в которых можно отведать не только вино или пиво, но и национальные блюда.
Помимо праздников между маем и июнем в частных подвалах и винодельческих предприятий проходит день дегустации (Proufdag). В этот день производители вина делятся "новыми винами", а эксперты делают прогнозы, какое вино осенью займет по праву первые позиции.
Через 50 дней после Пасхи в дни празднования Pentecôte(по православной вере - Троица) в городе Вильц (Wiltz) проходит праздник Первоцвета или, как его называют на севере Люксембурга, Gënzefest.
Отмечают праздник с 1949 года в весенне-летний период (май-июнь), когда все холмы Эслинга покрыты золотисто-желтым цветом цветущего кустарника Дрок, столь изобилующим в северном регионе Люксембурга.
За последние годы Gënzefest (праздник Первоцвета) стал одним из самых популярных в стране. В эти дни на улицах города собирается до 10.000 человек. Визитной карточкой праздника является выступления фольклорных групп, которые съезжаются со всей страны.
Танцевальная процессия в Эштернах
Автор Выходные в Люксембурге. Новости.Танцевальная процессия в Эштернах (Echternach) проходит в первый вторник от Pentecôte (по православной вере - Троица), что соответствует весенне-летнему периоду (май-июнь). Данная процессия единственная танцевальная процессия в Европе и интерес к ней привел ее к широкой известности за пределами Люксембурга. Поэтому 16 ноября 2010 года она была внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Данная традиция уходит корнями в языческие обычаи Средневековья.
Согласно легенде, скрипач Гай ле Лонг из города Эштернах со своей женой отправился в паломничество по святой Земле. Путь их лежал уже домой, когда жена занемогла и скоропостижно скончалась. Завистники семьи, узнавшие про это, кинулись делить домашнюю утварь семьи и чтоб не быть обвинёнными в воровстве, оговорили Гая, якобы он убил свою жену. Беднягу за это приговорили к смертной казни. Поднимаясь по ступеням к виселице, скрипач попросил исполнить последнюю его просьбу – сыграть на скрипке. Желание было удовлетворено. Но стоило скрипачу издать первые звуки, как собранные у места казни зеваки принялись танцевать. Танец продолжался уже несколько часов, а ноги танцующих стали углубляться в землю. Гай уже давно покинул место своей предполагаемой казни, да и сам город, а люди все продолжали танцевать. Чтобы снять колдовские чары с танцующих и несчастных жителей города был призван святой Виллиброрд.
С тех пор и пошло поверье, что танцевальная процессия избавляет не только от душевного зла, но и лечит физические недуги людей и животных.
То, что сегодня представляет собой исключительно фольклорную демонстрацию традиций, в былые времена было настоящим паломничеством. В основном к Святому Виллиброрду шли люди больные эпилепсией. Кто-то шел сам, кого-то вели родственники. Люди были взволнованы, их нервы напряжены до предела, они шли, падали, поднимались и снова шли. И в какой-то момент казалось, будто вся эта процессия… подпрыгивает. Так звучит еще одна версия возникновения танцующей процессии, второе название которой – прыгающая процессия.
Три шага вперед два шага назад – это танец Святого Виллиброрда. Паломники вставали по двое для равновесия, связывались друг с другом платком и некоторое время шли пешком как обычно, но как только звучала молитва Святому Виллиброрду они принимались скакать на одной ноге – три шага вперед два назад. Таким образом люди проходили десятки километров.
С 1947 года для облегчения пути, паломники прыгают иначе – два шага вперед и прыжок вправо, потом два шага вперед и шаг влево.
Сегодня в танцевальной процессии участвует несколько тысяч человек. Рядами по 5-6 человек, танцоры держатся друг за друга, держась за концы треугольных платков и, как только начинает звучать мелодия, процессия начинает прыгать. Движется процессия по главным улицам города примерно три часа и заканчивает свой путь в базилике у мощей Святого Виллиброрда. Завершается праздник религиозной службой.
Более десяти тысяч зрителей из разных стран собирается в этот день в Эштернахе, чтобы посмотреть на древний обряд, которому более тысячи лет.
Подробнее ...
Национальный праздник, День рождения Великого герцога
Автор Выходные в Люксембурге. Новости.23 июня - Национальный праздник, День рождения Великого герцога.
Только с 1947 года у люксембуржцев появился свой, в патриотичном смысле слова, национальный праздник. Отмечался он 23 января в день рождения Великой Герцогини Шарлотты, которая правила с 1919 года по 1964 год. Однако, с 1961 года праздник был перенесен на летний период времени для удобства жителей Великого герцогства. С тех пор 23 июня считается днем национального праздника и отмечается как день рождения Великого герцога.
Празднование начинается накануне. С раннего вечера центр города погружается в атмосферу праздника. Отовсюду звучит музыка, проходят концерты, играют уличные музыканты, выступают танцевальные коллективы, работают переносные бары и барбекю. Тысячи людей к 9 часам вечера собираются в центре города, чтобы посмотреть на факельное шествие в честь Великого герцога и членов правящей семьи. Ближе к полуночи над городом сверкает оглушительный и великолепный фейерверк. Празднование продолжается до утра и переходит на следующий день.
23 июня по всей стране служат торжественные церковные мессы. Мэры городов произносят патриотичные речи, а на авеню Свободы в городе Люксембург проходит большой военный парад, на котором присутствует Великий герцог и члены правящей семьи.
Schueberfouer крупнейшая ярмарка в Великом Герцогстве с конца августа до начала сентября. Более 2 миллионов человек посещает этот праздник, который длится три недели.
Открывается ярмарка традиционным «Маршем овец». Пастухи, одетые в синие пальто с красным шарфом, проводят стадо овец, как символ привязанности люксембуржцев к традициям и истории своей страны.
Истоки праздника лежат в далеком 1340 году, когда Иоанн Слепой - король Богемии и граф Люксембурга организовал рынок, на котором продавали скот и разные вещи. Рынок в те времена длился всего неделю. По ходу времени рынок все больше и больше превращался в занимательные демонстрации и в ярмарочные гулянья.
Сегодня на ярмарке представлены разнообразные и причудливые аттракционы, интересные не только детям, но и взрослым. Помимо аттракционов работают бары, рестораны, небольшие киоски с кондитерскими изделиями и мелкими сувенирами.
В последний ярмарочный день в 22-00 на площади устраивают праздничный фейерверк.
Во второе воскресенье октября проходит Marché aux Noix (Ореховый рынок) в Виандене.
По статистике 1902 года, вокруг Виандена росла пятая часть всех ореховых кустов Великого Герцогства. Урожай 1901 года составил почти 47 тонн ореха. В связи с этим оптовые продавцы ореха и множество мелких производителей реализовали свой урожай на рынках города Oesling (к северу от герцогства) или на еженедельном городском рынке в Люксембурге.
Однако, по предложению инициативной группы 30 сентября 1934 года был организован ореховый рынок в Вианден.
Рынок имел небывалый успех, и уже на следующий год, 6 октября 1935 года, состоялся первый официальный Marché aux Noix – Ореховый рынок. Рынок позволил продать орехи в количестве, значительно превышающем продажи обычного дня на городском рынке. Это и побудило организаторов проводить Marché aux Noix ежегодно.
После второй мировой войны, 6 октября 1946 года, рынок вновь возобновил свою работу. К сожалению, низкие урожаи ореха с 1952 года практически уничтожили эту традицию. После перерыва в 18 лет инициативная группа вместе в торговым союзом решили возродить эту красивую традицию. С тех пор, независимо от урожая ореха, в начале октября производители устраивают широкую распродажу продукции из ореха. Большой популярностью, наряду с выпечкой, мясной и алкогольной продукцией, пользуется настойка из ореха или - как ее называют – напиток жизни, который оказывает благоприятное воздействие на пищеварение.
Тысячи посетителей рынка, расположенного на главной улице средневекового города, в этот день имеют возможность попробовать разнообразную продукцию местных производителей, где обязательным компонентом является орех.
Накануне, за две недели до рынка, проходит сбор урожая. Сегодня орехи собирают машины, они обеспечивают быстрый и эффективный сбор ореха. Однако, некоторые хозяйства сбор ведут по-старинке при помощи больших деревянных палок. После того, как орех собран, его очищают, высушивают и пускают в производство.
6 декабря – день Святого Николая (Saint-Nicolas). Праздник очень любим детьми и настолько значителен, что министерство образования Люксембурга объявило этот день в национальных школах страны выходным днем. Символ праздника - Kleeschen (Святой Николай) – седой старец с бородой в красном одеянии. В отличии от русского Деда Мороза Kleeschen носит митру в виде заостренной красной шапки, а вместо посоха клюшку. Как правило, его сопровождает Houseker (дед с розгами), который оставляет ветку вместо подарка непослушным детям.
С конца ноября каждый вечер дети выставляют свою обувь за порог, чтобы Kleeschen смог положить туда монетку или сладости. В ночь же с 5 на 6 декабря детей ожидают более серьезные подарки – игрушки, вещи, лакомства.