6 января день трех королей (Dräikinneksdag) или Богоявление.
В этот день готовят пирог с миндальным кремом и украшают его золотой картонной короной. Внутри пирога обязательно находится бобовое зернышко или статуэтка. Человек, которому достается кусок пирога с бобом, на весь день становится королем или королевой.
Происхождение культа в Люксембурге
Автор Выходные в Люксембурге. Новости.Богоматерь как покровительницы города и герцогства.
К 17-му веку христианство прочно обосновалось на территории европейского континента, поэтому нет ничего удивительного, что люди искали в лонах церкви защиту и милость от голода, войн и эпидемий. Обращаясь к Богу через молитву, почитание мощей, религиозные шествия и паломничества, люди надеялись обрести духовную поддержку, сострадание и утешение.
Культ Люксембургской Богоматери – утешительницы скорбящих, был положен иезуитами в 1624 году и способствовало этому несколько причин. Люксембург в 17 веке находился в состоянии полного запустения. Бушевала тридцатилетняя война (1618 – 1648), Франция и Испания боролись за свое могущество в Европе. Люксембург был изможден от постоянных поборов, войн, голода и чумы. Из ста лет 17-го века 71 год были военными для Люксембурга. Этот век стал худшим за всю историю страны.
8 декабря 1624 года студенты иезуитского колледжа во главе с профессором, отцом Brocquart’ом прошлись по узким улочкам крепости Люксембург, неся на плечах статую Девы Марии и установили ее в под деревянным крестом, который был установлен в 1623 году за пределами крепостных стен. Тем самым они положили начало ежегодной процессии – паломничеству к Богоматери – утешительнице скорбящих. В следующем году на месте креста было начато строительство церкви. Однако, эпидемия чумы, поразившая в 1626 году Люксембург, прервала строительные работы. Заболел чумой и отец Brocquart. Во время болезни он дал обет, что если выйдет победителем в схватке с черной смертью, то достроит церковь непременно. Строительство было закончено в 1628 году, и она была освящена именем Богоматери - утешительницы. Паломничество к ней сразу приобрело неожиданный размах, особенно в 1636 году, когда чума в очередной раз накрыла Люксембург, а военные действия Тридцатилетней войны приблизились к самым границам страны. Страх и агония росли среди людей изо дня в день.
В 1666 году отец Wiltheim – выдающийся историк и попечитель церкви – предложил чтобы комендант и Совет провинции (высшие органы власти провинции) выбрали Святую Деву покровительницей города Люксембург.
27 сентября 1666 года комендант крепости князь Шиме и сенаторы Совета провинции единогласно избрали для себя и своих приемников Марию – матерь Божию, утешительницу скорбящих - покровительницей города Люксембург.
В 1678 году Пресвятая Богородица была избрана покровительницей всего герцогства и округа Chiny. С этого момента преданность покровительнице и паломничество к ней стало неотъемлемым и важным элементом религиозности жителей города и герцогства Люксембург.
Во время Французской революции церковь Богоматери - утешительницы была разрушена, поэтому статую Богоматери перенесли в церковь Святого Петра (сегодня это Кафедральный собор Люксембурга).
2 февраля дети празднуют Liichtmёssdag или день Святого Блейза. Накануне дети изготавливают фонари, придавая им причудливые формы, крепят их к палке при помощи нити и ходят от дома к дому, распевая песню:
Léiwer Härgottsblieschen,
Gittons Speck an Ierbessen
Ee Pond, zwee Pond,
DatanertJoer da gitt der gesond,
Dagittdergesond....,
Что в переводе звучит, как «Дорогой Господь, дай нам сала, дай нам гороха. 1 фунт, 2 фунта, тогда мы будем здоровы…» Таким образом прежде просили милостыню, теперь же дети с удовольствием принимают сладости, а звонкие монеты еще охотнее.
Согласно статистических данных за 2014 год процент иностранных жителей, проживающих в Великом герцогстве, самый высокий среди всех стран Европы – 44%. Столь серьезный показатель, конечно же, связан с огромным количеством иностранных компаний, банков и институтов Европейского Союза.
Тем не менее, Люксембург всегда был страной иммиграции, правда, в меньшей степени, чем сегодня. Как тут не вспомнить угольщиков Валлонии, селившихся в лесах долины реки Eisch в 17-18-х веках, чтобы заготавливать древесный уголь для многочисленных кузниц Ansembourg и Septfontaines. Приток итальянских граждан на заре индустриальной эры Люксембурга в конце прошлого столетия или португальских рабочих, которые также с конца 70-х прошлого столетия в большом количестве переехали в герцогство.
Но не стоит забывать и об обратной стороне медали – об эмиграции. Эти два противоположных явления естественным образом влияли друг на друга и обуславливали экономическую и политическую ситуацию в стране.
Историческое прошлое.
Кельты, римляне, галло-римляне.
В 52 году до нашей эры легионы Цезаря захватили районы, некогда принадлежавшие кельтским племенам. Армия Цезаря не только нарушила и разрушила обывательский ход жизни кельтских племен, но и посеяла зерна будущей галло-римской цивилизации. Об этом свидетельствуют археологические раскопки в Dalheim, сохранившиеся мозаические картины в Vichten и Nennig. Самые крупные находки обнаружены в городе Trier, который был римской столицей к северу от Альп. В тот же период времени зародилось и виноградарство в регионе.
Франки.
Вытеснившие римлян франки заложили основу люксембургского языка. Носители мозельско-франкского диалекта, поселившиеся в районе нынешнего герцогства, стали той отправной точкой координат, которая сформировала современный язык люксембуржца. Благодаря им, названия населенных пунктов с V по IX века приобретают окончания -ingen, -weiler и –dorf, с IX по XII век вводятся суффиксы -scheid и –rodt, которые также находят отражение в названиях поселений.
Трансильванские саксы.
С IX по XIV век Священная Римская империя расширила свои границы. Ее неуклонное расширение на восток вытеснило проживавшие там славянские племена. Правители Венгерского королевства в XII веке призвали саксов – этнических немцев – колонизировать Трансильванию. Расчет царей Венгрии был прост. Саксам отводилась роль буфера на случай нападения на Венгерское королевство кочевых орд с востока, кроме этого, немецких рудокопов хотели привлечь к добыче полезных ископаемых и развитию местной горной промышленности. Хотя прибывшие поселенцы вошли в историю как саксы, на самом деле это были выходцы из районов Мозеля и Рейна – франки. Подавляющее большинство этих поселенцев пришло из области нынешнего Люксембурга.
Угольщики Валлонии.
При основании первых кузниц в 1624 году в Ansembourg и Septfontaines возникла необходимость в опытных угольщиках. Для поддержания постоянного огня в кузнях люди должны были проживать в непосредственной близости от них, поэтому селились в лесах, и этот факт делал их подозрительными в глазах местных жителей и церковных властей. Подозрения и неурядицы со временем сошли на нет, а франкоязычные выходцы из Валлонии подарили люксембуржцам фамилии Brisbois, Dupong, Santer, Flammang, Peschon, Robinet, Lahyr.
Тирольцы.
Появление тирольцев в землях Люксембурга объясняется несколькими причинами и историческими обстоятельствами. Одна из причин - Тридцатилетняя война (1618-1648). Хоть Тироль в значительной степени был избавлен от ее ужасов и разрушений, но война опустошила большую часть территории к северу от Альп и привела к краху торговли между немецкими и итальянскими городами. Тироль же выполнял функцию транзитной торговой зоны, благодаря которой он получал неплохой доход.
Кроме этого, тирольцы были хорошо известными мастерами в каменном строительстве. Многие религиозные общины того времени вели интенсивные строительные работы, к ним-то на помощь и устремились тирольские каменщики.
После взятия Люксембурга французским королем Людовиком XIV военный маршал и инженер Себастьян де Вобан развернул масштабную реконструкцию крепости, для чего требовалось привлечение немалой рабочей силы. Но бесконечная череда войн, голод и чума сократили население страны до одной трети от предыдущего числа. Поэтому в январе 1686 году Людовик XIV издает указ о подтверждении льгот мастерам города, которые уже были предоставлены им ранее. Этот указ распространился не только на город, но и на всю страну, позволяя им работать в местах, где они не обязательно жили, предоставляя бесплатные строительные участки для домов и мастерских, освобождая их от воинской обязанности и налогов на проживание и товары.
Когда пришла власть австрийских Габсбургов (1715 год), Люксембург и Тироль были объединены под властью одного правителя, что конечно, также способствовало миграции тирольских каменщиков и архитекторов. Архитектурные памятники того периода мы можем наблюдать и сегодня – это замковый мост, здание Министерства иностранных дел (бывшее аббатство Святого Максимина). Работы тирольских мастеров можно найти и в аббатстве города Эштернах, и в приходских церквях по всему герцогству (Mondercange, Flaxweiler, Eppeldorf, Itzig, Betzdorf, Alzingen, Consdorf, Weicherdange, Pintsch и т.д.).
Если кто-то искал лучшей жизни на земле люксембургской, то местные жители сами были не прочь поискать счастья на чужбине. Крестьяне, разоренные войной прошлого 17-го столетия, отправились на поселение на юг Венгрии, где новая власть - Австро-Венгерская монархия - укрепляя приграничные территории, способствовала приобретению крестьянами земельных участков, строительных материалов, крупного рогатого скота, предоставляя получение ими налоговых льгот.
Поток эмиграции принял такую силу, что 12 мая 1764 года вдовствующая императрица Мария-Тереза запретила нанимать своих подданных в провинциях Нидерландов под страхом телесных наказаний (избиения палкой), конфискации имущества и вечного изгнания. Но данное постановление вряд ли имело большой эффект, поэтому данный запрет пришлось повторять несколько раз.
Южная Америка: Бразилия, Гватемала и Аргентина.
В 19-м веке Люксембург захлестнули три волны эмиграции не меньшей силы, чем при Марии-Терезе. В этот раз население страны держало путь к южным берегам нового света: в 1828 году в Бразилию, в 1844-1845 годах в Гватемалу и в 1889-1890 годах в Аргентину. Единственное, что их объединяло - полный провал и несбывшиеся надежды на лучшую жизнь. Но обо всем по порядку.
Когда в 1822 году Бразилия получила независимость, император Педру I правил практически пустой страной. Чтобы наполнить страну новыми жителями, император был не прочь привлечь для этого европейцев, но он также не возражал, чтобы они служили Бразилии, вступив в ряды армии.
Эмиссары и недобросовестные агенты по эмиграции вводили в заблуждение легковерное население, изнывающее от жестокого Нидерландского правления. Им рисовали новые возможности и потрясающие условия – бесплатный переезд, землю, скот, денежную поддержку и налоговые льготы. Эти лестные разговоры распространялись как лесной пожар в западной части Германии, в Люксембурге, Лотарингии и Бельгии. Правительство, зная о ведущихся разговорах, выпускало разъясняющие циркуляры и пыталось образумить легковерных граждан, но все было напрасно. Те, кто был настроен решительно, распродавал все свое имущество и отправлялся в ближайший порт в городе Бремен.
Там их ждало первое разочарование. Им говорили, что квоты на бесплатный переезд закончены, и им необходимо купить билет на пароход, и что, прибыв в Бразилию, они должны будут вступить в армию. Служба была оплачиваемая, но платили буквально гроши. Не желая оказаться снова в кабале, но теперь на чужбине, горе-эмигранты возвращались на прежнее место. Только теперь, не имея никаких средств, истратившись в дороге, они были вынуждены селиться в самых бедных районах страны. Название площади Brasilien в Grevels происходит именно в память об этом эпизоде.
В 1841 году в Бельгии основывается компания "Compagny Belge de Colonisation" для сельскохозяйственных, коммерческих и промышленных целей. Компания покупает у английской «Коммерческой и сельскохозяйственной компании на побережье Центральной Америки» около 4 000 квадратных километров земли, которую та в свою очередь получила от правительства Гватемалы для освоения. Недалеко от порта Санта-Томас было решено создать колонию-поселение и в дальнейшем город Санта-Томас. Для этого в Бельгии была развернута большая пиар-компания, и в 1843 году к берегам Гватемалы отправилось первое судно с 54 мужчинами на борту, 23 из них были самыми обычными клерками, не имевшими никакого понятия о жизни на земле. В 1844 году к ним присоединились еще 766 переселенцев, и еще 36 в 1845 году. Большинство из этих людей были из провинции Люксембург – земли, до 1839 года принадлежавшей Великому герцогству. Новый климат, еда, нетипичные болезни, несущие характер эпидемии, сократили ряды колонистов. Кто-то уехал в соседний Гондурас и Белиз, и к 1 ноября 1845 году из 846 изначально уехавших эмигрантов осталось 286 человек, а к 1888 году - всего четверо.
Третья волна эмиграции в Южную Америку пришлась на 1888 год – год пика в истории эмиграции в США. Отец Дидье – миссионер из Аргентины – видя огромное количество едущих люксембуржцев в Соединенные Штаты Америки, решил переориентировать бывших соотечественников на Аргентину и организовать колонию на богатых землях Айерса. Вместе со своим племянником агрономом Дж.Киршем он организовал эмиграцию и нашел много желающих отправиться на поселение в San Antonio de Iralola. В конце декабря 1888 года большая группа колонистов прибыла на место, где их вскоре ждало большое разочарование. Так как место для поселенцев было расположено в болотистой местности, оно не было приспособлено для ведения сельского хозяйства. На улице стоял мороз, а дома, выделенные колонистам, представляли собой примитивное укрытие от дождя. Стены из соломы и тростника, обмазанные глиной, не могли защитить жителей от холода, а тем более от стоявших зимой морозов. Два плохих урожая и девальвация валюты окончательно разрушила планы эмигрантов на лучшую жизнь. В 1891 году колония распалась. Некоторые вернулись в Люксембург, другие отправились искать счастье на новых землях, более подходящих для ведения сельского хозяйства - в провинциях Entre-Rios, Mar del Plata, Tres Arroyos и Bahia Blanca. За два года 50 колонистов из 600 приехавших погибло от разных заболеваний.
Эмиграция в Соединенные Штаты Америки.
Если отток населения в 17-м веке из-за бесконечных войн, голода, эпидемий нанес огромный демографический ущерб стране, то 19-й оказался не менее катастрофичным из-за массовой эмиграции населения за океан. Более 72 000 человек покинуло Люксембург при общей численности населения во второй половине 19-го века около 200 000 человек. Наибольший процент уезжающих приходился на молодое, активное население. А это была не только демографическая потеря для страны, но и экономическая – отток капитала, рабочей силы, которые так были нужны своей стране на начальном этапе индустриализации с середины до конца 19-го века.
«Тур де Франс – Тур по Франции»
Эмиграция во Францию в 19-м столетии была связана не столько с поиском лучшей жизни, сколько с получением образования и получением или улучшением профессиональных навыков. Сезонная работа на виноградниках Эльзаса и прочая сельскохозяйственная работа по всему региону Лотарингии лучше всего подходила для сильных мужских рук, женщины же шли работать в служанки, и кроме этого, чтобы иметь возможность выучить французский язык. Знание французского языка позволяло им получить более престижную работу в отличие от своих соотечественниц.
Так как большое количество эмигрантов вернулось домой, то эмиграция во Францию носила все-таки временный характер. Лишь немногие люксембуржцы смогли найти для себя работу на постоянной основе. И работа эта была на самой низкой ступени социальной лестницы – дворники, уборщики, землекопы. В то время велось мало строительных работ, где бы требовалось рабочая сила.
Но были среди них и те, кто сумел сделать успешную карьеру в эмиграции. Например, известный производитель мебели в Париже, уроженец люксембургских земель из местечка Betzdorf - Bernard Molitor (1755-1822). Он пережил разные режимы правления и среди его клиентов были и Кололевский суд, и маркиз де Лафайет, и мадам де Сталь, и Наполеон Бонапарт.
Итальянцы.
Прибытие итальянцев в Люксембург в первую очередь связано с индустриализацией на юге страны. Но был и более ранний приток жителей с Апеннинского полуострова. В сохранившихся средневековых документах упоминаются первые банкиры, или как тогда их называли ломбарды. Вся классическая банковская терминология - итальянского происхождения. Банковская ставка по кредитам – курс ломбарда, улица Ломбардов в Лондоне – улица, на которой расположено много крупных банков.
Первый бастион крепости Люксембург был построен под руководством итальянского военного инженера Джироламо Марини, который вместе с другими 120 итальянскими рабочими прибыл в Люксембург в 1543 году.
Но вернемся к временам, когда добыча железной руды набирала обороты и вносила вклад в развитие промышленности страны. Первые плавильные печи были построены в 1870 году именно тогда, кода, так требовались рабочие руки, а люди массово эмигрировали из страны в поисках лучшей жизни. Германия поставляла на рудники и металлургические заводы Люксембурга квалифицированных рабочих, в то время как неквалифицированной работой в шахтах и на строительные работы нанимались выходцы из Италии из северной и центральной части страны.
Чуть позже происходит внутренняя миграция населения внутри страны с горных районов на севере Люксембурга в промышленные города на юге, где демографические показатели взрываются. Проследить динамику роста можно по сохранившимся статистическим данным города Эш-сюр-Альзетт. Численность населения в городе в 1851 году составляла 1 489 человек; в 1875 году – 3 946 человек; в 1900 году - 11 060 человек, а в 1930 году уже 29 429 человек. Согласно статистических данных 1910 года итальянское население в городе составляло 14% от всех жителей.
Иммиграция всегда сильно влияла на экономическую ситуацию. Огромный найм персонала в период роста, сокращение без выплаты выходного пособия в период спада были вполне обычны. Иммигрировавшее население было первой и главной жертвой Великой депрессии 30-х годов 20 века и обеих мировых войн. Вторая волна иммиграции итальянцев пришлась на период после Второй мировой войны и замедлилась к концу 50-х годов прошлого столетия, в связи с обширными программами по индустриализации северной части Италии. Многие бывшие итальянские иммигранты даже возвращались на родину, в том числе и из Люксембурга.
Если в прошлом итальянские иммигранты представляли из себя в основном одиноких молодых мужчин, приезжающих в поисках постоянной или сезонной работы, то сегодня это хорошо интегрированные в общество семьи, 38% из которых уже рождены в Люксембурге или проживают в стране более 20 лет. Деятельность их также уже не ограничивается работами на металлургических предприятиях, а ориентирована на различные секторы экономики.
Португальцы.
Иммиграция португальцев последовала за иммиграцией итальянцев в конце 60-х годов 20 века. Этому способствовали различные причины: сильная демографическая тенденция к снижению населения в сочетании с быстро развивающейся экономикой, требующей больше рабочей силы, которая отсутствовала в Люксембурге. Коренное население предпочитало более квалифицированные рабочие места с более высокими ставками в сфере услуг по сравнению с черновой или непрестижной работой. Португальцы прожили полвека под диктаторским режимом, плохая экономическая ситуация мелких ферм и привлекательность промышленных стран Европы объясняет, почему в наше время более 3 миллионов португальцев живет за границей. Португальская эмиграция сначала была скрытая и в основном во Францию. Подавляющее большинство португальцев приехали с северо-востока Португалии, другие приехали из районов Фигейра-да-Фош, Коимбра, Брага и Лиссабон. В то время как итальянцы старались основаться в гористых районах и столице, португальцы распространяются по всей стране с предпочтением современных экономических центров: в городе Люксембург включая окружающие поселки, в долине Альзетт. Наибольшая концентрация приходится на города Larochette (672 = 41,8% жителей) и Люксембург (13 900 = 17,84% жителей). Подавляющее большинство занято в строительстве и общественном секторе, а также в ресторанах и предприятиях общественного питания и в сфере услуг. В настоящее время в Люксембурге проживает 51 500 португальцев, что составляет 12,47% населения страны.
Сегодняшняя ситуация.
В настоящее время Люксембург имеет самый высокий процент иностранных граждан среди всех стран Европейского Союза. Среди населения города Люксембурга - 66% иностранцев, представляя 118 различных национальностей. Как место расположения достаточного количества европейских институтов, столица - место жительства для многих европейских чиновников, работающих там. Его призвание как международного банковского центра привлекает многих иностранных банкиров и квалифицированную рабочую силу, которая является причиной того, что доля жителей-иностранцев сегодня гораздо выше, чем, когда бы ни было до этого. Удивительно, что это массовое присутствие не привело к серьезным конфликтам или ксенофобии. Некоторые считают, что это связано с отсутствием контакта между коренным и иностранным населением: меньше контактов, меньше проблем!
С другой стороны, следует признать, что иностранцы в Великом герцогстве Люксембург образуют относительно однородную группу и не сильно отличаются в культурном смысле от люксембуржцев. В столице 90% иностранцев являются гражданами стран ЕС, из которых три четверти имеют латинские корни, используя французский язык для повседневного общения на работе и дома - иностранный язык, который также используется местными жителями.
Карнавал Fuesend традиционно празднуется между Liichtmёssdag, который проходит 2 февраля и Aschermёttwoch, который приходится на среду первой недели Великого поста. В этот период по всей стране проходят множество маскарадов, карнавалов, парадов и праздников для детей. Самый известный карнавал проходит в городе Diekirch. Не меньшим интересом пользуются карнавалы в городах Remich, Schifflingen, Pétange и Esch-sur-Alzette.
Конец карнавалов официально празднуется в среду первой недели Великого поста. Сотни людей собираются в городе Remich и устраивают сожжение соломенного чучела "Stréimännchen", символизируя окончание не только карнавала, но и зимы.
Buergsonndeg отмечается в первое воскресенье после карнавала. Праздник обычно начинается во второй половине дня со строительства огромных костров из соломы, веток, да поленьев. После этого следует факельное шествие и с наступлением темноты поджигают костер. В некоторых поселениях сохранился обычай, когда право зажечь костер предоставляется молодоженам.
Огонь символизирует приход весны, которая прогоняет зиму. Это торжество тепла над холодом, света над тьмой. На празднике обязательно подается жареное мясо и традиционные блюда, такие как Letsebulli (гороховый суп), Bouneschlupp (зеленый суп из фасоли) и Glühwäin (глинтвейн).
Bretzelsonndeg или воскресный крендель отмечается посередине Великого поста. В этот день христиане Великого герцогства могут насладиться пышным и вкусным бисквитом.
Так же в Bretzelsonndeg существует традиция покупать крендель и дарить его своей даме сердца в знак любви. На Пасху даритель кренделя получит взамен шоколадное яйцо, как подтверждение взаимной любви, если симпатия действительно была взаимной.
В високосные годы все происходит наоборот. Инициатива дарить крендель переходит к женщине.
Emaischen - популярный праздник фольклора.
На старейшей площади города Place du Marché-aux-Poissons в Пасхальный понедельник проходит традиционное празднование Emaischen. Пасхальный понедельник - это единственный день в году, когда в старом квартале города, на месте бывшего рыбного рынка, как и в маленьком городке Nospelt, проходит популярный праздник фольклора и организовывается ярмарка, на которой можно купить Péckvillercher - маленькую глиняную свистульку.
В течение долгого времени Пасхальный понедельник в герцогстве был днем празднования гончаров. Первое письменное упоминание об этом событии относится к 3 апреля 1827 года, когда было принято решение перенести рынок от церкви Святого Михаила на площадь Рыбного рынка. После перерыва в период Первой мировой войны традиция праздновать Emaischen вернулась в Люксембург в 1938 году.
С 1957 года праздник широко отмечается и в городке Nospelt. В этот день город полностью закрывается для автомобильного транспорта и тысячи людей приходят на ярмарку, чтобы купить в подарок себе или друзьям маленькую глиняную свистульку ручной работы - Péckvillercher.
Раньше такими свистульками традиционно обменивалась молодые люди, симпатизирующие друг другу, сегодня Péckvillercher приобрели популярность среди всех посетителей ярмарки. Ежегодно гончары герцогства экспериментируют с новыми моделями, чтобы представить на ярмарку уникальные красочные образцы маленьких глиняных птичек-свистулек.
Первые свистульки Péckvillercher появились в Люксембурге давно, в 14 веке. Изначально звук, выходивший из свистульки, напоминал звук, издаваемый кукушкой, сегодня же мелодий намного больше, но все они подражают звукам птиц.
На каждую свистульку уходит 8-12 часов работы, а после она проходит обжиг в печи при температуре до 1245 °C. Трудоемкий процесс, оригинальность и качество исполнения ставит Péckvillercher в ряд предметов, достойных для коллекционирования и необычных подарков из Великого герцогства Люксембург.
Октава (Oktav) – важное религиозное событие в жизни герцогства, которое отмечается в честь Божией Матери в четвертую и пятую неделю после пасхальной недели. В эти две недели верующие со всей страны, а также из регионов других стран: немецкого Эйфеля, бельгийской провинции Люксембург и французской Лотарингии совершают паломничество в столицу герцогства Люксембург.
Традиция поклонения Божией Матери уходит в далекий 1666 год, когда чума свирепствовала по всей округе. Считается, что остановила «черную смерть» молитва к Божией Матери и с тех пор паломники приходят, чтобы отдать дань уважения и поблагодарить покровительницу страны и утешительницу страждущих, которой она была определена впоследствии.
В последний день Октавы по улицам города Люксембург движется торжественная процессия со скульптурой Божией Матери во главе. Семья Великого герцога также участвует в этой процессии вместе с членами правительства и другими высокопоставленными лицами.
В дни Октавы в городе обязательно работает рынок для того, чтобы после посещения собора паломники могли поесть или купить небольшой сувенир себе в подарок. Сегодня рынок ("Oktavsmäertchen") могут посетить не только паломники, но и гости города, где для них работают несколько ресторанов, передвижных киосков и баров, а также палатки с сувенирами и ярмарочными играми.
Праздники винограда и вина проходят в период с апреля по октябрь.
Существует важное различие между праздниками винограда и вина.
Праздник винограда проводится осенью, символизируя благодарность жителей за хороший урожай. На празднике выбирают королеву винограда. В праздничной одежде под звуки музыки ее препровождают на место проведения праздника, во время прохода она угощает гостей вином. Самый известный праздник проходит в местечке Grevenmacher в начале сентября. А в Schwebsange праздник уникален фонтаном на главной площади города, из которого в день праздника вода заменяется вином.
Праздники вина – это деревенские ярмарки, которые имеют место весной. На таких ярмарках всегда многолюдно, звучит музыка, работают передвижные бары, в которых можно отведать не только вино или пиво, но и национальные блюда.
Помимо праздников между маем и июнем в частных подвалах и винодельческих предприятий проходит день дегустации (Proufdag). В этот день производители вина делятся "новыми винами", а эксперты делают прогнозы, какое вино осенью займет по праву первые позиции.
Подробнее ...
Через 50 дней после Пасхи в дни празднования Pentecôte(по православной вере - Троица) в городе Вильц (Wiltz) проходит праздник Первоцвета или, как его называют на севере Люксембурга, Gënzefest.
Отмечают праздник с 1949 года в весенне-летний период (май-июнь), когда все холмы Эслинга покрыты золотисто-желтым цветом цветущего кустарника Дрок, столь изобилующим в северном регионе Люксембурга.
За последние годы Gënzefest (праздник Первоцвета) стал одним из самых популярных в стране. В эти дни на улицах города собирается до 10.000 человек. Визитной карточкой праздника является выступления фольклорных групп, которые съезжаются со всей страны.
Танцевальная процессия в Эштернах
Автор Выходные в Люксембурге. Новости.Танцевальная процессия в Эштернах (Echternach) проходит в первый вторник от Pentecôte (по православной вере - Троица), что соответствует весенне-летнему периоду (май-июнь). Данная процессия единственная танцевальная процессия в Европе и интерес к ней привел ее к широкой известности за пределами Люксембурга. Поэтому 16 ноября 2010 года она была внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Данная традиция уходит корнями в языческие обычаи Средневековья.
Согласно легенде, скрипач Гай ле Лонг из города Эштернах со своей женой отправился в паломничество по святой Земле. Путь их лежал уже домой, когда жена занемогла и скоропостижно скончалась. Завистники семьи, узнавшие про это, кинулись делить домашнюю утварь семьи и чтоб не быть обвинёнными в воровстве, оговорили Гая, якобы он убил свою жену. Беднягу за это приговорили к смертной казни. Поднимаясь по ступеням к виселице, скрипач попросил исполнить последнюю его просьбу – сыграть на скрипке. Желание было удовлетворено. Но стоило скрипачу издать первые звуки, как собранные у места казни зеваки принялись танцевать. Танец продолжался уже несколько часов, а ноги танцующих стали углубляться в землю. Гай уже давно покинул место своей предполагаемой казни, да и сам город, а люди все продолжали танцевать. Чтобы снять колдовские чары с танцующих и несчастных жителей города был призван святой Виллиброрд.
С тех пор и пошло поверье, что танцевальная процессия избавляет не только от душевного зла, но и лечит физические недуги людей и животных.
То, что сегодня представляет собой исключительно фольклорную демонстрацию традиций, в былые времена было настоящим паломничеством. В основном к Святому Виллиброрду шли люди больные эпилепсией. Кто-то шел сам, кого-то вели родственники. Люди были взволнованы, их нервы напряжены до предела, они шли, падали, поднимались и снова шли. И в какой-то момент казалось, будто вся эта процессия… подпрыгивает. Так звучит еще одна версия возникновения танцующей процессии, второе название которой – прыгающая процессия.
Три шага вперед два шага назад – это танец Святого Виллиброрда. Паломники вставали по двое для равновесия, связывались друг с другом платком и некоторое время шли пешком как обычно, но как только звучала молитва Святому Виллиброрду они принимались скакать на одной ноге – три шага вперед два назад. Таким образом люди проходили десятки километров.
С 1947 года для облегчения пути, паломники прыгают иначе – два шага вперед и прыжок вправо, потом два шага вперед и шаг влево.
Сегодня в танцевальной процессии участвует несколько тысяч человек. Рядами по 5-6 человек, танцоры держатся друг за друга, держась за концы треугольных платков и, как только начинает звучать мелодия, процессия начинает прыгать. Движется процессия по главным улицам города примерно три часа и заканчивает свой путь в базилике у мощей Святого Виллиброрда. Завершается праздник религиозной службой.
Более десяти тысяч зрителей из разных стран собирается в этот день в Эштернахе, чтобы посмотреть на древний обряд, которому более тысячи лет.
Национальный праздник, День рождения Великого герцога
Автор Выходные в Люксембурге. Новости.23 июня - Национальный праздник, День рождения Великого герцога.
Только с 1947 года у люксембуржцев появился свой, в патриотичном смысле слова, национальный праздник. Отмечался он 23 января в день рождения Великой Герцогини Шарлотты, которая правила с 1919 года по 1964 год. Однако, с 1961 года праздник был перенесен на летний период времени для удобства жителей Великого герцогства. С тех пор 23 июня считается днем национального праздника и отмечается как день рождения Великого герцога.
Празднование начинается накануне. С раннего вечера центр города погружается в атмосферу праздника. Отовсюду звучит музыка, проходят концерты, играют уличные музыканты, выступают танцевальные коллективы, работают переносные бары и барбекю. Тысячи людей к 9 часам вечера собираются в центре города, чтобы посмотреть на факельное шествие в честь Великого герцога и членов правящей семьи. Ближе к полуночи над городом сверкает оглушительный и великолепный фейерверк. Празднование продолжается до утра и переходит на следующий день.
23 июня по всей стране служат торжественные церковные мессы. Мэры городов произносят патриотичные речи, а на авеню Свободы в городе Люксембург проходит большой военный парад, на котором присутствует Великий герцог и члены правящей семьи.
Schueberfouer крупнейшая ярмарка в Великом Герцогстве с конца августа до начала сентября. Более 2 миллионов человек посещает этот праздник, который длится три недели.
Открывается ярмарка традиционным «Маршем овец». Пастухи, одетые в синие пальто с красным шарфом, проводят стадо овец, как символ привязанности люксембуржцев к традициям и истории своей страны.
Истоки праздника лежат в далеком 1340 году, когда Иоанн Слепой - король Богемии и граф Люксембурга организовал рынок, на котором продавали скот и разные вещи. Рынок в те времена длился всего неделю. По ходу времени рынок все больше и больше превращался в занимательные демонстрации и в ярмарочные гулянья.
Сегодня на ярмарке представлены разнообразные и причудливые аттракционы, интересные не только детям, но и взрослым. Помимо аттракционов работают бары, рестораны, небольшие киоски с кондитерскими изделиями и мелкими сувенирами.
В последний ярмарочный день в 22-00 на площади устраивают праздничный фейерверк.